Группа в Facebook
«УТВЕРЖДЕНО»
Правлением ВОО ЛУК
25.01.2012 г.
(с изменениями, внесёнными решением Правления ЛУК от 03.01.2013 г.)

Основные правила интеллектуальной игры «Эрудит-квартет» для официальных турниров ЛУК

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В тексте настоящих Правил используются следующие понятия и аббревиатуры:

ЛУК
ВОО ЛУК
ЭК
Интеллектуальная игра «Эрудит-квартет»
Турнир
очное соревнование по ЭК
Правила
Основные правила ЭК для официальных турниров ЛУК
ОТ
Оргкомитет турнира
Бой
определённая Правилами ЭК отдельная часть турнира по ЭК
Раунд
определённая Правилами ЭК отдельная часть боя ЭК
Тема
определённая Правилами ЭК отдельная часть раунда ЭК
Команда
группа лиц, организованная согласно Правилам ЭК
Игрок
член команды
Игровая площадка
помещение в месте проведения турнира, включающее в себя:
а) игровые места, определённые настоящими Правилами;
 б) места для игроков, участвующих в текущем бою, но не участвующих непосредственно в розыгрыше текущей темы;
в) места для ведущего, ассистента ведущего, арбитра и секундантов;
г) места для игроков, не участвующих в текущем бою, и зрителей.
Игровое место
специально оборудованное для участия в ЭК место на игровой площадке, предоставленное ОТ игроку для участия непосредственно в розыгрыше текущей темы.

1.2 Настоящие Правила составлены на основе правил ЭК, разработанных в 2001 году на базе правил интеллектуальной игры «Карусель» авторским коллективом под руководством Д.Н. Башука.

2. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭК

2.1 В каждом бою турнира участвуют четыре команды. В составе каждой команды — четыре игрока, один из которых на протяжении всего турнира является капитаном. Замены игроков в командах по ходу турнира запрещены. Команда допускается к бою и в неполном составе (два или три игрока, один из которых на протяжении всего турнира является капитаном). В случае явки команды на бой в неполном составе, она отыгрывает в каждом раунде число тем, соответствующее числу игроков в команде на момент данного раунда (при этом пропускаемые темы определяются капитаном команды). Остальные игроки могут включиться в игру не раньше следующего раунда.

2.2 Обслуживание турнира в соответствии с требованиями Регламента турнира и настоящих Правил обеспечивает ОТ, контролирующий соблюдение положений Регламента турнира и настоящих Правил.

2.3 В обслуживании каждой игры участвуют ведущий, ассистент ведущего, секунданты и арбитр:

а) в функции ведущего входят зачитывание вопросов в установленном настоящими Правилами порядке, определение правильности или неправильности ответа, а также другие функции, предусмотренные настоящими Правилами и Регламентом турнира.

б) в функции ассистента ведущего входят отсчет и контроль времени на рассмотрение протеста и времени подачи заявок на раунды, определение последовательности ответов игроков, заполнение протокола боя, обязательное объявление (в случае отсутствия технической возможности информирования игроков о текущих результатах игры) промежуточных результатов после каждой темы и перед последним (номинал 50) вопросом последней темы игры.

в) в функции секундантов входят наблюдение за подсказками на игровой площадке и за нарушениями настоящих Правил и Регламента турнира, информирование ведущего и (или) арбитра о случаях нарушения.

г) в функции арбитра входит принятие решений в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Регламентом турнира.

На региональных турнирах допускается совмещение функций за исключением совмещения функций ведущего и арбитра.

2.4 Бой состоит из трех раундов, в каждом из которых разыгрывается четыре темы. Каждый игрок не может сыграть в одном раунде более одной темы, при этом в розыгрыше темы может участвовать только один игрок.

2.4.1 «Открытый (светлый) раунд». Перед началом раунда ведущий объявляет названия тем раунда, после чего команда в течение минуты определяет, какой игрок участвует в розыгрыше той или иной темы, и подает соответствующую заявку ассистенту ведущего.

2.4.2 «Постепенный (полуоткрытый) раунд». Ведущий объявляет название темы непосредственно перед ее началом, после чего команда в течение 20 секунд определяет игрока, участвующего в розыгрыше этой темы, и сообщает об этом в устной форме ведущему.

2.4.3 «Закрытый (темный) раунд». Перед началом раунда ведущий заранее определяет последовательность названий тем, не объявляя их. Затем команда в течение минуты определяет последовательность участия игроков в раунде и подает соответствующую заявку ассистенту ведущего, после чего ведущий объявляет название соответствующей темы непосредственно перед ее началом.

2.5 В каждой теме раунда разыгрываются 5 вопросов, объединенных общей игровой тематикой. Каждый вопрос имеет свой уровень сложности и соответствующий номинал (10, 20, 30, 40 и 50 игровых очков). Игровые очки (далее — ИО), набранные игроком в каждом раунде, суммируются. ИО, набранные игроками одной команды в раундах боев, суммируются.

2.6 Задача игроков — дать правильный ответ на поставленный ведущим вопрос раньше соперника. При выполнении этих условий игрок получает количество ИО, соответствующее номиналу вопроса. Если игрок отвечает неправильно, он получает отрицательное количество ИО, соответствующее стоимости вопроса.

2.7 Правильность ответа игрока определяет исключительно ведущий, руководствуясь критериями зачета ответа, указанными редакторской группой турнира, и здравым смыслом. Ответ считается правильным в том случае, если точно соответствует формулировке вопроса и его тематике. При наличии в ответе дополнительной информации, а также при неполном либо недостаточно конкретном ответе ведущий вправе попросить игрока уточнить свой ответ либо счесть ответ неправильным. Ответ считается правильным и в том случае, если точно соответствует формулировке вопроса и его тематике, но не предусмотрен автором (дуаль). Игрок не имеет права давать более одного ответа на один вопрос — в этом случае его ответ расценивается как неправильный.

2.8 Вопросы каждой темы зачитываются ведущим в порядке возрастания номинала.

2.9 Для проведения боя используется игровая установка – электронный прибор, обеспечивающий возможность однозначно установить, кто из игроков первым сигнализировал о желании ответить на вопрос. Перед началом каждой темы «Открытого (светлого) раунда» игрокам предоставляется возможность проверить работоспособность игровой установки.

2.10 Игрок сигнализирует ведущему о своем желании ответить на вопрос, нажимая на кнопку игровой установки для ЭК. Право отвечать предоставляется игроку, который первый нажал на кнопку. Игрок может сигнализировать о своем желании отвечать в любой момент после объявления номинала вопроса. В случае неправильного ответа первого игрока, правом ответа может воспользоваться следующий игрок, подавший сигнал о готовности отвечать. Следующие игроки имеют право сигнализировать о своем желании отвечать только после завершения ведущим констатации неправильного ответа предыдущего игрока.

2.11 На обдумывание каждого вопроса ведущий дает не более пяти секунд, фиксируя их обратным отсчетом от пяти до нуля.

2.12 В тот момент, когда игрок сигнализирует о своем желании ответить, ведущий прекращает чтение вопроса и принимает ответ, при этом: игрок не имеет права уточнять у ведущего формулировку вопроса. При отсутствии немедленного ответа ведущий обозначает время на ответ с помощью отсчета: «Три, два, один, ноль». После произнесения слова «ноль» ответ не принимается; ведущий обозначает неверный ответ (или ситуацию, когда дано два или более ответов) словами «Нет», «Неправильно» («Неверно») или «Минус столько-то». Фразы ведущего «Не могу принять ответ», «Не могу принять ответ в такой формулировке» и т.п. приравниваются к технической ошибке ведущего и могут быть основанием для подачи командой протеста на правомерность действий ведущего. Если ответ оказывается неправильным, ведущий продолжает чтение вопроса для остальных игроков, которые тоже вправе прервать его.

2.13 Любые переговоры между игроком, непосредственно отыгрывающим тему, и остальными игроками команды запрещены с момента объявления номинала первого вопроса и до конца темы. Нарушение может быть основанием для дисквалификации игрока и (или) команды.

2.14 В случае подсказки из зала во время чтения вопроса ведущим или ответа игрока ведущий или арбитр имеют право снять этот вопрос и заменить его другим вопросом такого же номинала.

2.15 Распределение мест по результатам боя осуществляется в соответствии со следующими показателями (в порядке убывания степени значимости; каждый следующий показатель применяется только в случае равенства предыдущих):

а) по сумме набранных ИО (более высокое место занимает та команда, которая набрала больше ИО, чем её соперники, включая случаи отрицательного результата команды);

б) по сумме ИО, набранных только за счёт правильных ответов. В случае равенства всех показателей места делятся.

2.16 Команда, принимающая непосредственное участие в конкретном бою, имеет право подать протест трех типов:

а) на некорректность вопроса – просьба команды снять вопрос, который она считает некорректным в связи с фактической ошибкой в тексте вопроса или авторского ответа (при этом установленные редактором критерии зачета или ответы, засчитанные арбитром помимо авторского, не могут быть основанием для подачи апелляции на некорректность);

б) на зачет ответа команды – просьба команды засчитать ее ответ, не засчитанный ведущим;

в) на правомерность действий ведущего.

Протест подается арбитру в устной форме сразу после отыгрыша спорного вопроса. Игрок команды, желающий подать протест, должен поднять руку и заявить об этом ведущему. Ведущий прерывает бой на время рассмотрения протеста. Арбитр не более чем за 5 минут (хронометраж осуществляется ассистентом ведущего, начиная с момента, когда игрок закончил излагать арбитру свой протест) принимает решение о принятии или непринятии протеста команды. В случае необходимости арбитр может обратиться за консультацией к любому участнику турнира или зрителю, находящемуся на игровой площадке или за ее пределами. Решение арбитра является окончательным и обжалованию не подлежит. Если вопрос снимается, ИО за указанный вопрос никому из игроков не начисляются, а вместо снятого вопроса задается другой вопрос такого же номинала. Если протест не был подан непосредственно после отыгрыша спорного вопроса, результаты после отыгрыша темы не могут быть изменены.

2.17 Подачу протеста команда сопровождает денежным залогом в размере, установленном руководящими органами организации, проводящей турнир. В случае удовлетворения протеста денежный залог возвращается команде, в противном случае остается в распоряжении ОТ. Если по ходу турнира два протеста одной и той же команды не удовлетворены, свой каждый последующий протест эта команда сопровождает залогом в двойном размере.

2.18 В случае технической ошибки ассистента при подсчете очков, обнаруженной после окончания раунда, этот раунд переигрывается, начиная с вопроса, следующего непосредственно за тем вопросом, на котором была допущена ошибка. При этом раунд переигрывается только в том случае, если эта ошибка была обнаружена до начала боев стадии турнира, непосредственно следующей за стадией, в бою которой была допущена ошибка, и эта ошибка имела существенное влияние на конечный результат боя. Решение о переигровке боя вследствие технической ошибки ассистента принимается исключительно арбитром.

2.19 Ведущий и (или) арбитр имеют право удалять из зала игроков и зрителей, мешающих проведению турнира. При необходимости турнир (либо его отдельный бой) может проводиться без зрителей — только в присутствии членов ОТ и рабочих органов турнира.

2.20 После объявления названия тем команде запрещено использовать интернет и любые справочные материалы.

2.21 После объявления названия тем команде запрещено советоваться с людьми, не входящими в состав команды на текущий бой.

3. ОСОБЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Не предусмотренные настоящими Правилами права и обязанности ОТ, ведущего, ассистента ведущего, секундантов и арбитра регулируются Регламентом турнира.

3.2 Все споры и разногласия, возникающие либо могущие возникнуть относительно настоящих Правил, разрешаются путём обращения в Правление ЛУК.

3.3 Все Изменения и Дополнения к настоящим Правилам являются их неотъемлемыми частями, имеют преимущественную силу перед их положениями и перед положениями ранее принятых Изменений и Дополнений (или отменяют их) и вступают в действие, если совершены в письменном виде, имеют порядковый номер, дату принятия и утверждены Правлением ЛУК.

3.4 Все Приложения к настоящим Правилам являются его неотъемлемыми частями и вступают в действие, если совершены в письменном виде, имеют порядковый номер, дату принятия и утверждены Правлением ЛУК.

3.5 Настоящие Правила составлены на русском языке и вступают в силу с момента утверждения Правлением ЛУК.